Тема 1. ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ: ОТ АНТИЧНОЙ ДО НЕОРИТОРИКИ

Основные этапы развития риторики – от древности до наших дней. Роды и жанры красноречия: где, о чем и как говорить. Античный риторический канон: публичная речь по «рецепту» древних.

Обсудим вопросы:

Что такое риторика? Что включает в себя понятие античная риторика, почему называется классической? Почему риторика  была одной из первых наук в Древней Греции? В чем особенности риторики  Древнего Рима? Что характерно  для средневековой риторики? Когда возникла риторика в России и кто ее разрабатывал?  Что такое неориторика? Каковы особенности деловой риторики? Каковы роды и жанры красноречия? Как подготовить и произнести публичную речь?

Основные понятия

Ирония – тонкая насмешка,  выраженная в скрытой форме.

Канон    правило, положение какого-нибудь направления, учения.

Комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания.

«Коммуникативное самоубийство» – грубая речевая ошибка оратора, которая приводит к неэффективному общению (цель не достигается).

Концепция – взгляд или система взглядов на что-либо.

Неориторика – обновленная классическая  риторика, разрабатывающая  эффективные формы, варианты и алгоритмы  речи в  современных условиях и ситуациях общения.

Оратор – (от лат. orare – говорить) – 1) лицо, произносящее речь; 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова.

Публичное выступление – официальная  монологическая речь оратора перед непосредственно  присутствующей   аудиторией.

Рефлексия – размышление о деятельности; анализ цели, шагов и способов ее достижения.

Риторика –  1) наука и искусство о красноречии, о способах убеждения; 2) исследование  теоретических основ ораторского искусства; 3) курс обучения красноречию.

Риторический жанр -  исторически сложившийся тип текста, форма и содержание которого направлены на достижение цели в типичных ситуациях общения, ориентированы на нужную реакцию адресата.

Риторический канон – учение об этапах создания речи.

Софизм (от греч. sophisma -  рассудительность; философское знание, мудрость) –  ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном  нарушении правил логики.

Софист – человек, который в своих рассуждениях прибегает к софизмам. В Древней Греции – платный  учитель философии, ораторского искусства, а также философ, принадлежащий  к сложившейся в V в. до н.э. в Афинах школе философов-просветителей.

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь;  изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

 

1.1. Основные этапы развития риторики -  от древности до наших дней

Еще в античные времена люди  видели убеждающую силу живого  слова, использовали   речь как эффективный способ  подчинения сограждан своей воле. Считалось  необходимым овладеть искусством красноречия, научиться словом достигать своей цели.   Этому учила риторика, которая появилась более 25 веков назад. Риторика  является  наукой  (свод законов и правил, которые следует знать и соблюдать любому оратору)  и искусством (индивидуальный стиль оратора, его мастерство). Понятия риторика, ораторское искусство, красноречие  используются как синонимы. Основные положения, которые  выработали ораторы еще в древние времена, актуальны и в наши дни.

1.      Античная (классическая) риторика

Античная риторика  - это риторика, которая формировалась и развивалась в Древней Греции, а затем  в Древнем Риме.

Древняя Греция. Древнегреческая демократия  предполагала активное участие всех граждан в социально-политической жизни страны: выступление в народном собрании, совете пятисот,  народном суде. Человек  мог  живым словом  убедить в своей правоте и разгромить оппонента,  защитить  себя и доказать вину другого, раскрыть суть дела  и способствовать его успешному решению, выиграть дело, повести полки за собой. В V в. до н.э.  был составлен учебник  по риторике.

            Первыми  учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в до н.э.).  Они  готовили  молодежь  к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников  умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя  софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках,  т.е. умышленно ошибочных рассуждениях.  Софизм  строится на внешнем сходстве явлений,  преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий.

Примеры софизмов:

1.Вор не желает приобрести  ничего дурного. Приобретение хорошего  есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

2.Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.

Софисты все истины подвергали сомнению, считали, что каждый человек имеет свою  особую истину (Протагор);  нет истинных высказываний,  все высказывания людей – ложны (Ксениад). Уловки в доказательстве, разработанные софистами, используются и в современной риторической практике, но в  более скрытой форме, поэтому  их сложно сразу обнаружить.

Софисты справедливо утверждали, что для владения живым словом необходимо  не только развивать логическое мышление, но и  совершенствовать технику  речи (четкое произношение, достаточная громкость, определенный темп) и культуру речи (правильность, качественность). И это положение в  риторике  осталось незыблемым.

Сократ  (470 – 399 гг. до н.э.) и его ученик Платон (427 -347 гг. до н.э.) критиковали  софистов, считали, что риторика должна быть связана с поиском объективных истин, проверенных человеческим опытом: «Кто не знает истины, а только гоняется за мнимыми представлениями о ней, у того и само искусство красноречия будет, естественно, нелепым и грубым». Они  положили начало риторике как искусству открытия и доказательства объективной истины.

Для поиска истины Сократ использовал диалоги, основой которых  была ирония.  Философ называл свой метод  познания  истины через   умело поставленные вопросы  и полученные на них ответы  майевтикой  («рождение истины»). Согражданам он задавал вопросы, ответы на которые   обнаруживали их невежество, показывали, что они не имеют истинных знаний, хотя претендуют на это: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Истинная цель диалогов  -  не унизить или оскорбить человека, а помочь   ему узнать себя, стать свободным, проявить свой творческий потенциал.  Многим, с кем Сократ вступал в диалог,  не  нравилось чувствовать себя  невеждой. Жизнь его закончилась трагически -  приговорили  к смерти через принятие яда.

Демосфен (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий оратор, который собственным примером показал, что ораторами  не рождаются – ими становятся, т.е. оратором может стать каждый, кто не пожалеет времени и труда. Первые выступления были неудачны и привели к полному разорению, поскольку он не мог доказать свое право на имущество, принадлежащее его умершим  родителям. Он не владел техникой и культурой речи,  не учел аргументы оппонентов, не готовил выступление.  Кроме того,  у него была нарушена дикция,  из-за физической слабости тихо говорил. Демосфен сделал из себя оратора: ежедневно упражнялся в технике речи, заучивал наизусть выступления известных ораторов, использовал  их приемы, постоянно работал над совершенствованием  формы и содержания  своих текстов. Вскоре он был  признан одним из  главных риторов (ораторов) в Древней Греции. Благодаря его речам против царя Македонии Филиппа во всех языках мира  известно слово  «филиппика»  – гневная, обличительная речь.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), ученик Платона,  сформулировал всеохватывающий  характер риторики: она необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни человека, так и в делах государственного значения; в профессиональных делах;  определил искусство красноречия "как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета."

 В своем труде «Риторика»  он рассматривал три основные ее составляющие,  которые актуальны и сейчас:

1. Оратор.  Определенные личные качества и особенности оратора вызывают  доверие слушателей, что  помогает  ему вернее достичь  своей цели.

2. Речь. Технические стороны риторики: способы выражения мысли, а также  построение  речи (предисловие, рассказ, доказательство, заключение). Аристотель справедливо утверждал: «Ясность – главное достоинство речи».

3. Аудитория. Выявил принципы, на основе которых  оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.

Аристотель создал  Ликей  - школу  в современном ее  понимании (были определены: место и время для занятий,  программа, состав учеников и др.). До этого времени ораторы обучали, разгуливая по берегу реки, используя подручные материалы для совершенствования риторических навыков и умений своих учеников, например,  речные камешки для отработки техники речи.

Для древнегреческих ораторов риторика -  это искусство доказательства,  наука о способах убеждения, которой нужно постоянно учиться. В  этот период  формируются социально-политическое и судебное направления в красноречии.

 Древний Рим.  С III в до н. э. под влиянием  греческой начинает  развиваться римская риторика. Владение живым словом в республиканском Риме было важным условием для активной политической и социальной жизни  свободного гражданина: все дела решались дебатами в народном собрании, сенате, суде, где каждый мог выступать. Выдающийся  древнеримский ритор, чье имя еще в древности  стало нарицательным для оратора,  Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) писал: « Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно искусство – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора». Он отмечал, что на человека, владеющего словом,  в Риме смотрели как на бога.

Свой практический опыт Цицерон обобщил в трех книгах по риторике («Об ораторе»,  «Брут», «Оратор»). Основные положения  важны и для современного оратора:

1. Речь оратора должна быть «способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе – ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело».

2.«Поэтами рождаются, ораторами делаются (становятся. – Т.Б.)» (лат.  Poetae nascuntur, oratores fiunt). Оратор должен иметь широкое образование, эрудицию, знать теорию ораторского искусства; постоянно практиковаться в речи, выполнять разнообразные упражнения.

3.Для действенности речи  необходимо сочетать рациональное и эмоциональное; учитывать интересы и особенности аудитории.

Древнеримский оратор Марк Фабий  Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) в трактате «Образование оратора», основываясь на опыте предшественников и своей  риторической практике, изложил систему обучения ораторскому мастерству  ребенка с самого раннего возраста. Его советы и наставления используются  в большинстве современных учебников по риторике:

1. Развивать  природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием.

2. Начинать и кончать речь сильными аргументами; «говорить  только о тех вещах, которые знаешь».

3. Успех оратора обеспечивают жесты, мимика, осанка, телодвижения,  дыхание, голос.

4. Каждый оратор должен исходить  из особенностей своего характера и темперамента, а не слепо подражать ораторам, манера которых чужда его личности.

После гибели  республиканского Рима, где  была актуальной, как и в Древней Греции,   социально-политическая  и судебная риторика, на первый план начинает выдвигаться эпидейктическое (парадное, торжественное) красноречие. Внимание уделяется не столько содержанию, сколько пышности формы.

В Древней Греции риторика  - это «искусство убеждения», в Древнем Риме предпочтение отдавалось хорошей красивой речи «искусству говорить хорошо» (убедительно и красиво), а позже – искусству говорить красиво.

В античности   красноречие рассматривалось и как наука, и как искусство. Античная риторика является классической риторикой, поскольку ею были выработаны основные понятия, правила и законы, которые  использовались  и развивались во все последующие времена, включая  современную риторику: правила построения речи, риторический канон (этапы речи – от замысла до произнесения), учение о 3-х составляющих красноречия (оратор, речь, аудитория), учение об этосе, логосе и пафосе.

Этос. Оратор и слушатели должны руководствоваться общими  этическими нормами (правовыми:  «справедливо-несправедливо»; моральными: «достойно-недостойно»; нравственными: «хорошо-плохо»). Это создает благоприятные условия общения.

Логос. Необходимо использовать логические средства убеждения. Речь должна быть логична. Издревле была дилемма: воздействовать на слушателей аргументами, которые им близки и  они их разделяют,  или  выдвигать доводы, которые правильны для оратора, но неприемлемы для аудитории. Некоторые древние ораторы  пострадали за открытое высказывание своих убеждений, которые  шли вразрез с убеждениями правящих: Платон был продан в рабство, Сократ был приговорен к смерти и отравлен, Аристотель отравлен в изгнании, Цицерон казнен.

Пафос  в отличие от этоса и логоса  должен влиять  не на разум, а на чувства слушателей, чтобы настроить их на принятие нужного решения и совершение конкретного действия.

2.      Риторика в эпоху Средневековья 

Античная риторика была усвоена европейской культурой, входила в число избранных наук. Социально-экономические изменения повлияли  на требования к оратору и  ораторскому искусству. Красноречие  в это время развивается в двух социальных областях – религии и образовании.

Особенностью религиозной  риторики (начинает формироваться в период появления первых христиан), которая   культивируется  в церквях и монастырях,  является особая аргументация: о чем бы ни говорил  проповедник,  все свои  суждения и выводы основывал и доказывал одним  непререкаемым источником – Библией. Риторика продолжает развиваться особенно в период еретических  движений (выступления против догматов церкви).

Начало  формирования церковно-богословского  красноречия  связано с именем византийского проповедника Иоанна Златоуста (ок.347 – 407 гг.н.э.), в прозвище которого  выражено не только уважение и почитание  людей, умеющих воздействовать  на слушателей живым словом, но и признание Иоанна великим оратором.

Гомилетику – теорию церковного красноречия – разрабатывал Фома Аквинский (1224-1274 гг.).Каковы же особенности гомилетики?

1. Внимание форме – напыщенность, внешняя красивость.

2. Главное – не убеждать, а внушать.

Церковное красноречие внесло в риторику приемы овладения  чувствами и сознанием слушателей, влияния на психику и воображение.

Академическое красноречие формировалось на основе университетской лекции. В первое время лекции читались (лат. lectio – чтение, lector – чтец) по книге. Важным было обращение к научным знаниям, где отражались реальные явления и факты в отличие от богословского  красноречия. С развитием книгопечатания  читаемая лекция начинает вытесняться устной, в которой использовались приемы риторики.

3.      Риторика в эпоху Нового времени

 В эпоху Возрождения,  а позже и Просвещения  светское мировоззрение постепенно вытесняет богословское. В красноречие проникают светские мотивы, оно развивается в гуманистическом и демократическом направлении. В основе – античная риторика: гармония содержания и формы,  внимание к технике речи, манере оратора, жестикуляции, мимике.  Риторику  активно используют, разрабатывают  ее теоретические аспекты европейские писатели, ученые, мыслители  (Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете и др.).

Известный французский  физик и философ  Блез Паскаль предлагает  программу действий оратора, в основе которой  положения античной риторики.

Леонардо да Винчи  считал, что «хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными статуями».

4.Риторика в России

 С древних времен сохранились образцы ораторского искусства, дошедшие   в памятниках древнерусской литературы: духовное красноречие («Слово о законе и благодати» Иллариона (XI в.),  проповеди Кирилла Туровского (XII в.);  воинские речи-призывы (обращение князя Игоря к дружине в  «Слове о полку Игореве»).

В XVII в. учение о красноречии проникает в Россию. В 1748 г. появляется «Риторика» М.В. Ломоносова. Автор считает, что оратор должен:

- иметь природные качества: душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка);

- знать элементы и структуру публичной речи.

По Ломоносову, речь  должна состоять из 4-х частей:  вступление, пояснение, утверждение, заключение. Он рассматривает задачи каждой части и дает советы по ее произнесению. Как и  античные ораторы,  М.В. Ломоносов  пишет о важности влияния на разум (рассматривает логическую значимость аргументов) и чувства слушателя (для этого нужно знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол; «возбуждению страстей» способствует образность речи, выразительность стиля и убежденность оратора).

В XIX в. особой популярностью пользуется учебник «Общая риторика» Н. Кошанского (преподавал риторику А.С. Пушкину). Автор   разграничивает понятия красноречие и декламация:

 «Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым – значит блистать риторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются. Это называется декламация. Она не заслуживает имени красноречия, ибо холодна для слушателей и тягостна для самого декламатора, но часто поддерживается мыслью будущих успехов, а иногда мечтою жалкого самолюбия».

            В это время активно развиваются 3 направления в риторике:

социально-политическое,

судебное (после  судебной реформы 1864 г.: Ф.Н.Плевако, П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони);

академическое (В.О. Ключевский, К.А. Тимирязев, Т.Н. Грановский и др.).

В советское время риторика почти не преподается в учебных заведениях. В трудные  периоды жизни страны  (например, в годы Великой Отечественной войны)  активизируется социально-политическое красноречие (речи-призывы).

На современном этапе в России в связи с демократическими преобразованиями вновь появляется потребность граждан в овладении ораторским искусством. Современному человеку необходимо уметь убеждать, отстаивать свою позицию, воздействуя живым словом на разум и чувства слушателей.

5.      Неориторика

В 50-х гг. XX в. возникает неориторика (термин ввел проф. Брюссельского  университета Х. Перельман), или новая риторика, разрабатывается на стыке разных наук (психологии, психолингвистики, лингвистики, культуры речи, теории литературы, логики, философии, теории коммуникации, деловой коммуникации,  коммуникационных технологий, и др. ), постоянно  обогащается различными концепциями.

 Неориторика разрабатывает два  основных направления:

1)      аргументативная риторика исследует способы аргументации в современных публичных выступлениях;

2)      лингвистическая риторика изучает средства выразительности и убедительности современных речевых сообщений.

Понятие риторики сейчас рассматривают в двух значениях:

1)в узком - дисциплина, изучающая ораторское искусство;

2) в широком - как разновидность речевой коммуникации;  наука об убеждающей коммуникации, о научно обоснованных способах  коммуникации.

Деловая риторика – разновидность неориторики, наука об убедительной и эффективной речи в процессе делового общения: в сфере производственных, торговых, профессиональных  отношений.

Деловая риторика имеет свои особенности, а именно:

 

  1. Деловая риторика, обслуживая сферу делового общения, учитывает особенности деловой коммуникации.
  2. Ораториспользует говорение и слушание как основные  виды речевой деятельности в профессиональной и деловой сфере попеременно, т.е.  выступает  и в роли оратора,и в роли аудитории;понимает особенности процесса деловой коммуникации и владеет им.
  3. Предполагает коммуникативную грамотность оратора – совокупность знаний, навыков и умений, которые помогают ему  общаться на уровнях: 1)«как надо, как принято» (нормативный);

 2) «как лучше, как эффективнее» (речевое воздействие) в типичных ситуациях деловой коммуникации (защита своей позиции на совещании,  в дискуссии, сообщение информации в деловой беседе,  на переговорах, презентации и др.).

 

            1.2. Роды и жанры красноречия: где, о чем и как говорить

Традиционно  выделяют  в риторике 5 родов красноречия (социально-политическое, судебное, академическое, церковно-богословское, социально-бытовое), каждый их которых подразделяется на виды красноречия и реализуется в определенных видах, жанрах.

.

1. Социально-политическое красноречие  включает:

Виды речи:

1. Политическая речь  - выступление  с определенной политической программой; доклад на социально-политические, политико-экономические темы.

2. Митинговая речь   - выступление с целью мобилизовать массы,  призвать к какому-либо действию.

3. Агитационная речь – разновидность митинговой  - выступление, которое отличается  более высокой степенью эмоционального накала; меньшим объемом аудитории;

4. Парламентская речь  - эмоциональное информирующее выступление члена парламента, отражающее его концепцию по определенному вопросу.

2. Судебное красноречие используется для целенаправленного и эффективного воздействия на суд, а также формирования убеждений судей, присяжных и других лиц, присутствующих на процессе. На судебном заседании произносятся:

Виды речи:

1.      Обвинительные речи,  направленные на обличение, осуждение:

 а) прокурорская (произносится официальным обвинителем);

 б) общественно-обвинительная (произносится представителем общественности);

2. Защитительные речи, доказывающие невиновность подзащитного; при убеждении больше рассчитана на эмоции слушателей:

а) адвокатская (произносится официальным защитником подсудимого);

 б) общественно-защитительная (произносится представителем общественности);

в)  самозащитительная (произносится обвиняемым).

3. Академическое красноречие используется в области науки и образования: рассматриваются новые или  известные факты, явления,  резюмируются проведенные исследования. Выделяются:

а) вузовская  (цикловая, курсовая, единовременная) предназначена для будущих специалистов; используется учебно-научный подстиль научного стиля;  ее разновидность – школьная лекция;

б) научно-популярная  -  предназначена для широкого круга

слушателей; используется научно-публицистический  подстиль научного стиля.

4. Церковно-богословское (духовное) красноречие используется в сфере религиозной деятельности. Выделяются:

а) на соборе –  произносится   в торжественных случаях,  на соборах, которые проводятся   представителями духовенства для решения жизненно важных для верующих и церкви вопросов;

б) официальная – адресуется служителям церкви или официальным лицам.

5.Социально-бытовое красноречие посвящено положительным сторонам личности, поэтому основной элемент содержания – похвала. В основе - эпидейктическая (торжественная) речь. Выделяются речи:

Деловая риторика (разновидность неориторики) используется в сфере производственных, торговых, профессиональных  отношений, в деятельности  государственных  служащих министерств, муниципалитетов и департаментов. Виды деловой риторики: контактный и дистантный.

1. Контактные формы –  деловая беседа, деловые переговоры, собрание, совещание, презентация, пресс-конференция и др.;

 2.  Дистантные формы – разговор/переговоры/собеседование по телефону; собеседование/разговор по скайпу; он-лайн совещание.

1.3.           Античный риторический канон:  публичная речь по «рецепту»  древних 

Известно, что речь трудно произносить перед  аудиторией -  сложно выражать свою  мысль публично. Каждый начинающий оратор сталкивается с тем, что перед выступлением возникает волнение, чувство страха перед аудиторией,  и даже, так называемая, «ораторская лихорадка» -  голос слабеет, в горле пересыхает, руки дрожат. Во время выступления мысли путаются,  повторяются;  трудно подбираются слова для точной передачи мысли;  не всегда заканчиваются сложные предложения (т.к. уже не помнит с чего начал).

Еще в античные времена был разработан  риторический канон, который предусматривал последовательность действий оратора в процессе работы над  публичной (монологической) речью от подготовки до произнесения включительно: инвенция,  диспозиция,  элокуция, меморио, акцио.

Риторический канон

I. Изобретение, нахождение  (инвенция) или оформление общего замысла речи включает:

1. Выбор темы (если тема не обозначена) и определение ее аспекта.

О чем  будем говорить? Что будет интересно нам и аудитории? Владеем  ли  в достаточной мере этим аспектом темы?

2. Формулировка аспекта темы.

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» -  фраза из мультфильма, которая подчеркивает значимость названия. Удачная формулировка – залог успеха: название должно привлекать, а не отпугивать, быть достаточно коротким, но понятным и конкретным; содержать  актуальную проблему.

Формулируем  тему кратко, чтобы ее могли запомнить и воспроизвести.

3. Определение цели.

Зачем  будем говорить об этом слушателями. Например: чтобы купили товар, о пользе и необходимости которого сообщаем; поддержали  нашу позицию в дискуссии;  увидели ошибки, которые допускает  наш оппонент;  выступили против нашего оппонента; помогли нам   достичь определенной материальной цели и пр.

4. Работа над информацией:

сбор материалапо выбранному аспекту темы. Используем  два вида источников:

1) опубликованные: официальные документы;  научная,  научно-популярная и справочная литература  (энциклопедии, словари, справочники, каталоги);  СМИ, которые  представляют энциклопедическую основу выступления;

2) неопубликованные: собственные знания и опыт; личные контакты, беседы; размышления и наблюдения. Это оригинальная часть выступления.

На фоне энциклопедических знаний  оформляем замысел оригинальной части выступления:

а) абсолютно неизвестной слушателям, т.к. они не смогут ее понять;

б)  полностью общеизвестной, поскольку аудитории будет неинтересно слушать;

            главное – второстепенное;

            существенное – несущественное;

            понятное – непонятное;

            известное – неизвестное;

            проблемное – не проблемное.

 - выделяем  ключевые слова;

 - определяем  понятия и термины;

- выявляем многозначные слова и уточняем  значения, в которых они будут использоваться;

  - окончательно формулируем  тему;

 - выделяем  основные и второстепенные аспекты выступления.

Способы организации работы

 1. Приступая к подготовке  монологической речи (публичного выступления)  вспомним, что нам известно  по теме,  которую будем разрабатывать. Для этого  используем графический организатор информации - кластер.

Как это сделать?

В центре листа обозначаем тему или проблему (пишем слово/словосочетание) и заключаем в овал. Предлагаемые идеи (слова/словосочетания)  располагаем вокруг темы и тоже заключаем в овал. Стрелочками обозначаем связь между  темой и идеями,  между идеями.

 

2.При работе с информацией возникают комментарии к ней: пояснения, сравнения, аналогии,  аргументы «за» и «против» и др., которые фиксируем  для создания оригинальной части выступления.  Используем  карточки (с одной стороны записываем цитату, а с другой – свои комментарии)  или двухчастную таблицу.  Например:

№№

Цитаты (информация)

Комментарии к ним  (к ней)

1.

Аристотель «Ясность – главное достоинство речи».

Древнегреческий  оратор Аристотель  лаконично определил одно из качеств речи.  В эпоху Просвещения эту мысль развивает французский  поэт Н. Буало: «Кто  ясно мыслит, тот ясно излагает» …

Итак, инвенция отвечает на вопрос «Что сказать?»

II. Расположение (диспозиция) предполагает работу над последовательностью изложения,  построения  отобранного материала,  композицией  будущей речи. Расположение материала будет зависеть от  вида монологической речи. Например, последовательность изложения побудительной речи будет отличаться от информационной.

Платон писал: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому».

Составляем  подробный план речи,  который постепенно совершенствуем.

 С древних времен определена  трехчастная структура  публичного выступления: вступление, основная часть, заключение.

 Вступление  - это речь о речи, поэтому оно должно вызвать у аудиторииинтерес и желание выслушать оратора до конца. Начало выступления, как и конец,  как считают психологи, лучше запоминается, т.к. действует «закон края».

 

Вступление = обращение + зачин + завязка

 

1.      Обращение должно быть  максимально уместным, т.е.  соответствующим самооценке, социальному статусу  и традициям сообщества, к которому  слушатели принадлежат.

Для формального обращения используем слова: «граждане», «дамы и господа», а также оставшееся с советских времен «товарищи». В деловом общении к слушателям обращаемся со словами: коллеги, друзья;  педагоги, преподаватели, юристы (называем  людей по их профессиональной деятельности);  москвичи,  (по месту жительства)  и др.  Добавляем  слова: уважаемые (в официальной  ситуации)  или дорогие (в  менее официальной и неофициальной ситуациях),  например:  уважаемые коллеги, дорогие друзья,  уважаемые участники собрания,  дорогие соотечественники;  уважаемые преподаватели/ дорогие преподаватели; уважаемые москвичи/дорогие москвичи.

2. Зачин долженподготовить аудиторию к восприятию речи, привлечь внимание, расположить для слушания. Для этого используем:

- саморекламу с целью установления  доброжелательных отношений.

( «Я попросил разрешения выступить, потому что..», « Я хотел бы поделиться с вами мыслями….» и др).;

- интересный пример («Вчера я был свидетелем интересного события в жизни…»);

- пословицы и поговорки («В народе говорят: без труда не выловишь и рыбку из пруда. А  всегда ли это так бывает?; «Говорят: с миру по нитке – голому на рубаху. А действительно ли голый тот, кому собирают на рубаху?»;

- крылатое выражение;

-юмористическое замечание (но не по отношению к себе или аудитории);

- рассказ о значительном для аудитории событии.

 

3. В завязке  важно  показать актуальность обсуждения вопроса, проблемность темы выступления; заинтриговать постановкой проблемы; кратко сформулировать тезис  (ясное и определенное суждение, содержащее мысль, истинность которой  требуется доказать).

Требования к вступлению:

- краткость;

-умеренность в эмоциональном отношении;

-информативность (выразить суть предстоящего выступления;  дать как можно больше сведений о предстоящей речи немногими словами).

В основной части раскрывается  содержание тезиса,  излагаются основные положения, строится система доказательств. Все собранные факты, наблюдения, доводы  должны быть  подчинены одной цели – доказательству истинности суждений.

            Формулируем главную мысль в виде отдельного  предложения.

Повторяем ее в выступлении не менее трех раз.

Выстраивая речь,  следуем  законам  формальной логики.

              Основная часть = изложение + аргументация (тезис + доводы)

В изложении   раскрываем перед слушателями  свое восприятие и понимание  предмета речи, используя разные формы: описание, повествование, рассуждение.

В аргументации,используя сильные доводы, убеждаем аудиторию в том, что суждение является правильным и истинным.  Подробное изложение тезиса нуждается в обосновании или аргументации. Без  сильных  аргументов самое яркое изложение не будет убедительным. Аргумент – отдельная законченная мысль, истинность которой проверена и доказана практикой. Подбирая аргументы, учитываем особенности аудитории: их намерения, интересы, ценности и др.

Выстраивая аргументы, помним о «законе  края»: первый и последний аргумент должны быть сильными, о чем предупреждали еще античные ораторы.

Заключение = выводы + побуждение/призыв  к действию

Аудитория хорошо запоминает заключение  («закон края»),

поэтому  в нем:

Для этого:

·     связываем заключение с началом выступления;

·     подводим  итоги;

·     повторяем главную мысль;

·     направляем на  реализацию цели выступления;

·     призываем аудиторию к действию/бездействию.

            Последнюю  фразу выступления слушатели запоминают почти дословно, поэтому сформулируем ее сообразно цели выступления.

Для перехода от основной части к заключению используем слова:

Итак, в начале своего выступления я говорил…

Завершая свое выступление, я хотел бы обратить ваше внимание на…,

Переходя к заключению,  хочу …

В заключение я хотел бы сделать следующие выводы…

Теперь я хочу обобщить сказанное…

Таким образом, …

Подводя итоги, следует сказать…

 Итак, диспозиция отвечает на вопрос:«В какой последовательности сказать?»

           

III. Украшение, выражение (элокуция) – использование речевых средств выражения мысли, ее словесное оформление.  Работа над элокуцией  зависит от цели, которую ставим перед собой, предмета речи, состава аудитории и ситуации общения. Для этого:

-определяем, какие конкретно слова, выражения, речевые обороты, изобразительно-выразительные средства  будут оптимальными для выражения содержания речи,  эффективными для достижения цели;

-решаем, какой функциональный стиль (обиходно-разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный), какую стилевую тональность (высокую, нейтральную, низкую) следует использовать;

-уточняем  ключевые слова;

- формулируем:

 2-3 варианта вступления и заключения;

основные положения выступления;

- редактируем  весь текст согласно требованиям культуры речи: правильность, коммуникативные качества речи, этикетность.

№№

Требования к выражению мысли

Реализация требований на практике

1.

Значения всех слов и выражений должны быть определены и понятны слушателям, т.к.

"человек слышит только то, что понимает". (Гете).

Объясняем слушателям научные понятия и термины, уместно их употребляем.

2.

Мысль выражать фразами, начало и конец которых слушатели смогут представить наглядно; такое построение облегчит     запоминание, воспроизведение по памяти и построение на ее основе собственных высказываний.

Используем небольшие по объему предложения, построенные по общепринятым схемам, например,  подлежащее + сказуемое + второстепенные члены предложения.

3.

Между словами и мыслью должно быть максимальное соответствие:

сложные мысли, понятия представления, идеи  не упрощать; простые – не усложнять.

Используем для выражения сложной мысли  дополнительные речевые средства, например, применяем метод аналогий;

простые мысли не усложняем терминами, иностранными словами, пространными рассуждениями.

4.

Словесное выражение мысли должно соответствовать ожиданиям аудитории.

 

Используем слова и фразеологизмы согласно их стилевой принадлежности: научную лексику и книжные фразеологизмы  в  академической аудитории при чтении доклада;  разговорную лексику и фразеологизмы в ситуации личной беседы; общепринятую лексику в любой ситуации общения.

5.

Манера  изложения должна отличаться  живостью, гармоничностью и связанностью. 

 

Употребляем:

- слова, которые способствуютдинамичному развитию мысли, ее движению от простых форм  к сложным;

- специальные слова-связки, которые обеспечат логико-смысловые отношения между частями выступления: «следовательно», «наконец», «затем», «итак», «с одной стороны», «с другой стороны»  и др.

 Не используем в роли слов-связок слова-паразиты (вот, так сказать, значит, ну, как бы).

По возможности  составляем фразы, равные по объему и сложности (гармоничность);

чередуем фразы, равномерные и неравномерные по объему (живость).

6

Речь должна быть выразительной и достаточно эмоциональной.

Используем

-изобразительные средства

(метафору, метонимию, аллегорию, сравнение, олицетворение и др.);

- выразительные средства

(антитезу, инверсию, анафору, эпифору и др.);

- пословицы и поговорки;

- фразеологизмы;

- крылатые слова;

- приемы привлечения внимания (во вступительной части);

- приемы удержания внимания (в основной части);

- приемы диалогизации монологической речи (для привлечения и удержания внимания);

- приемы завершения выступления.

           

Используем изобразительно-выразительные средства:

 Приемы привлечения внимания:

-событию, месту и времени;

 -конфликту, столкновению между мнениями, людьми («столкновение и борьба вызывают невольный интерес». П. Сопер);

-неизвестному аудитории факту;

-личному опыту, случаю из жизни;

-жизненным интересам слушателей;

-общеизвестный источник (СМИ);

 -историческое событие;

 -свое эмоциональное состояние;

-знаменитостей;

-фрагментов из произведений.

 

                                               Ошибка!

«Коммуникативное самоубийство» - начинать выступление с:

-извинений;

-сообщения, что вы не оратор;

- сообщения, что вы  не займете много времени у слушателей;

-шутки.

 

Приемы поддержания внимания во второй половине выступления:

 -дискуссию (выявляем в  подобранном материале спорные моменты и заостряем на них внимание);

-провокацию (определяем, какую информацию  можно дать для провокации);

-«неожиданное» краткое отвлечение от темы;

- шутки, анекдот, забавный случай;

-драматизацию (яркое и эмоциональное описание  картины, ситуации)

-авансирование(затягивание момента сообщения интересного для слушателей: «Позже мы поговорим об этом», «Я вам обязательно расскажу об этом»).

           

Приемы  диалогизации монологической речи:

· риторические вопросы, заостряющие внимание на проблеме и не требующие ответа;

· вопросно-ответный ход, когда оратор:

-разыгрывает диалог с аудиторией - задает проблемный  вопрос и сам на него отвечает;

-цитирует  какой-либо  диалог;

Средством диалогизации монологической речи является использование частиц: не правда ли, так ли, правда ли.

 

Последними словами заключительной части выступления могут быть:

 

Ошибка!

1. Заканчивать выступление шуткой, не относящейся к теме.

2. Высказываться  негативно о своем выступлении (о чем-то не успел сказать, сильно утомил аудиторию, не очень интересная тема и др.) и извиняться перед аудиторией.

3. Сообщать дополнительную информацию после вывода.

4. Завершать речь без  заключения.

5. Оставлять аудиторию в  растерянности.

 Итак, элокуция отвечает на вопрос «Какие речевые средства использовать?»

 

IV. Запоминание  (меморио) – овладение  созданной речью на вербальном  (знать содержание текста) и невербальном  (проработать паузы, интонацию, темп, жесты, мимику) уровнях.

На начальном этапе овладения красноречием:

1. Пишем полностью текст выступления.

2. Конспектируем основные положения речи.

3. Составляем развернутый план выступления на карточках.

4. Составляем краткий план выступления.

5. Учим наизусть полный текст речи, овладеваем одновременно невербальными средствами: паузы, интонация, темп речи, жесты, мимика.

6. Репетируем перед зеркалом речь до полного овладения ею на вербальном и невербальном уровнях.

 

По мере овладения красноречием:

1.      Составляем развернутый план речи и фиксируем его на карточки: на  каждой по одному аспекту выступления.

2.      Учим наизусть 2 - 4 фразы начала  и завершения выступления  и основные положения речи.

3.      Готовим карточки  с информацией, которую будем цитировать.

4.      Репетируем речь.

 

Речь можно считать подготовленной, если вы сумеете ее развернуть и свернуть без ущерба для содержания.

Итак, меморио отвечает на вопрос«Как овладеть текстом выступления

 

V. Произнесение (акцио) речи 

Цель оратора -  заинтересовать публику; овладеть вниманием слушателей   в  начале и удержать его до конца выступления. Речь уже подготовлена,  необходимо донести  ее  до аудитории в строго отведенное время (соблюдайте регламент!).

 

Как это сделать?

- заранее знакомимся с помещением и решаем, где лучше находиться во время выступления и как можно будет передвигаться по аудитории;

- выходим уверенной походкой (поднимаем голову, расправляем плечи, энергично шагаем);  держим паузу, окидывая взглядом всю аудиторию, и улыбаемся; замечаем доброжелательные лица и устанавливаем с ними зрительный контакт;

- приветствуем в  соответствии с ситуацией общения;

- произносим слова, которые  привлекут внимание и настроят  аудиторию на восприятие темы (зачин);

- сосредоточим внимание слушателей дальнейшими словами вступления  (завязка);

- используем вербальные приемы привлечения внимания аудитории  во время всего выступления («посмотрите», «послушайте», «обратите внимание», «как вы успели заметить»);

-постоянно напоминаем  главную мысль  сообщения («хочу напомнить», «то, о чем я говорю»; «как вы помните», «еще раз вспомним нашу задачу»; «не забывайте главный момент»);

- держим позитивный  зрительный контакт на протяжении всего выступления, постепенно переводя взгляд с одной части аудитории на другую;

- читаем взгляды слушателей: все ли им понятно, не устали ли они и соответственно реагируем, например, поясняем непонятное;

- следим за  последовательностью речи;

- вовремя предлагаем наглядные материалы;

- меняем интонацию;

 -используем разнообразные паузы для выделения главного, уяснения слушателями сложного аспекта речи, организации ожидания, провокации;

- приближаемся к аудитории, проходим до середины аудитории;

-используем вербальные приемы удержания внимания (диалогизация монологической речи, драматизация и др.);

- провоцируем слушателей, если  замечаем, что внимание ослабевает: сообщаем то, с чем они не согласны, а затем обсуждаем это;

- стимулируем непроизвольное внимание при первых признаках утомления слушателей:  делаем паузу, меняем звучание голоса (интонацию, силу звука, темп речи, тембр);

- рассказываем анекдот или забавную историю (они заготовлены заранее), если аудитория утомилась;

- подчеркиваем главное в выступлении вербальными средствами («это важно», «это позволит вам решить проблему…»; «это поможет вам..» и др.);

-используем  изобразительно-выразительные средства, которые заранее подготовлены;

- разделяем информацию на части, используя слова-опоры («итак», «следовательно», «мы видим», «значит», « с одной стороны», «во-первых»…);

- периодически обращаемся к отдельным слушателям;

- используем доверительный тон, говоря о  своем опыте и наблюдении, своих размышлениях;

- непринужденно общаемся, используя открытые жесты, доброжелательную мимику, естественный тембр голоса;

- говорим убежденно и эмоционально, чтобы слушатели могли поверить и увлечься идеей;

- организовываем диалог с аудиторией, используя риторические вопросы,  прием вопросно-ответный ход и др., не только заготовленные заранее, но и возникающие в ходе выступления. Например: диалогизация монологической речи: «Как  вы думаете, почему…  - Да потому что…», «Как же это можно сделать?   - Предлагаю…»;

- завершаем выступление минутой раньше, чем запланировано,

помня: лучше оставить аудиторию, которая еще  хотела бы слушать, чем  ту, которая все узнала и устала;

-выражаем удовлетворение от общения со слушателями. Например:  «Приятно было  работать с такой понимающей (компетентной, любознательной, заинтересованной) аудиторией»;

 - энергично прощаемся и покидаем аудиторию.

 

Ошибка!

1. Начинать выступление с опозданием, даже если по вине некоторых слушателей.

2. Не сокращать  подготовленную речь, даже если она выходит за рамки регламента.

3. Четко следовать регламенту выступления вопреки просьбе аудитории закончить раньше.

4. Увеличивать темп речи, чтобы успеть.

5. Отвечать на вопрос более 1,5 минут.

6. Заканчивать речь позже обозначенного  времени.

Итак, акцио отвечает на вопрос«Как произнести речь убедительно и красиво?»

 

Специалисты по деловой риторике справедливо  предлагают включить в риторический канон  6-й пункт – рефлексию, размышление. После выступления необходимо  его проанализировать, задавая себе вопросы.

Воспользуемся таблицей:

Что получилось хорошо?

Почему я так думаю?

Над чем следует поработать?

Как это сделать?

 

 

 

 

 

Итак, рефлексия отвечает на вопрос «Как  усовершенствовать  свое ораторское мастерство?»

Это важно знать!

Успех начинающего оратора зависит от следования трем этапам:

1. Подготовка целесообразного и целенаправленного текста.

2. Произнесение речи  с учетом особенностей  аудитории и ситуации общения; осуществление обратной связи.

3. Объективный анализ произнесенной речи.