5.3. Полемические приемы и уловки: спорим результативно
I. Взвешенно принимаем решение по обозначению своей позиции.
Например, при решении вопроса: выгодно сегодня открывать свой малый бизнес.
1. Уточняем основные понятия вопроса, воспользовавшись словарями, справочниками: а) выгодно; б) малый бизнес.
а) выгодно – 1) приносит выгоду, дает прибыль, доход; 2) дает преимущество (Словарь русского языка. В 4-х тт. Т.1. М., 1981.С. 250).
Как видим, первое значение слова предполагает материальное преимущество, а второе - имеет более широкое значение;
б) малый бизнес – это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года. Субъекты предпринимательской деятельности с численностью до 15-ти сотрудников этим же определением малого бизнеса признаются микропредприятиями и их годовой доход либо балансовая стоимость активов не должны превышать 60 млн. рублей. (“О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ” №209-ФЗ).
2. Определяемся с понятиями: используем понятие выгодно в более широком значении.
3. Для того чтобы взвешенно принять решение, небходимо одинаковое количество аргументов “за” и “против” этой позиции. Используем Т-схему, которая наглядно покажет все преимущества и недостатки каждой позиции:
- составляем списки аргументов “за” и “против”;
- анализируем доводы;
- делаем вывод, т.е. принимаем решение.
№ |
“за” (да) |
“против” (нет) |
1. |
Большая свобода и независимость во времени по сравнению с трудом на работодателя. |
Все время необходимо посвящать бизнесу, иначе ничего не получится. Свободного времени не будет. |
2. |
Шанс реализовать свои амбиции. |
Если не получится, то может исчезнуть вера в себя, появится комплекс неполноценности; а это хуже, чем нереализованные амбиции . |
3. |
Уровень дохода неограничен. |
Будут обязательные платежи, необходимые затраты. Доход может быть меньше, чем при работе на кого-то. |
Вывод состоит из 2-х частей:
позиция (тезис) + наиболее сильный из приведенных аргументов.
Я считаю……., потому что…
В первой части (тезис) обязательно используются ключевые слова вопроса, чтобы позиция (тезис) формулировалась согласно проблеме, выраженной в форме вопроса.
Тезис: Я считаю выгодным сегодня открывать свой бизнес.
Аргумент: потому что есть шанс реализовать свои амбиции.
Т-схему используем не только для принятия взвешенного решения, но и для подготовки доказательства - в зависимости от выбранного способа аргументации выстраиваем в систему сформулированные доводы.
Аргументы другой части Т-схемы можно использовать и при работе над возможной контраргументацией (противоположные доводы): на каждый аргумент из одной колонки приводим контраргумент из другой.
Возможный контраргумент: но некоторые не без основания считают, что если не получится, то может исчезнуть вера в себя, появится комплекс неполноценности; а это хуже, чем нереализованные амбиции.
II. Используем полемические приемы, чтобы защитить свою точку зрения и опровергнуть позицию оппонента:
- Юмор, ирония, сарказм эмоционально воздействуют на оппонента, поэтому шутливое или ироническое замечание может поставить оппонента в затруднительное положение, привести к растерянности, что поможет выиграть время и собраться с силами. Однако будем аккуратны: вряд ли кому-то понравится быть объектом насмешек. Помним судьбу Сократа, использовавшего иронию в своих диалогах.
- “Возвратный удар” или прием бумеранга (бумеранг – метательное орудие, которое возвращается в то место, откуда было пущено) – тезис или аргумент обращаем против тех, кто их высказал, при этом сила удара увеличивается, поражение становится очевидным.
- “Подхват реплики” - разновидность “возвратного удара” - используем реплики противника для усиления собственной аргументации, опровержения доводов оппонента, оказания психологического воздействия на слушателей. Особенно эффективен на совещании, конференции, митинге и др.
- “Атака вопросами” – не просто задаем вопросы, а перехватываем инициативу в задавании вопросов, что сделает положение оппонента затруднительным, заставит его защищаться, оправдываться (а наше – выигрышным).
- “Доведение до нелепости” (“сведение к абсурду” лат. reductio absurdum) - при опровержении показываем ложность тезиса или аргумента, т.к. следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.
- “Довод к человеку” (лат. ad hominem) – прием психологического воздействия для убеждения оппонента, принуждения его принять определенную точку зрения: приводим аргумент, связанный с его человеческими качествами, ценностями, предпочтениями, оцениваем достоинства и недостатки противника. Однако используем этот прием совместно с аргументами, относящимися к предмету спора, чтобы нас не упрекнули в подмене тезиса (как будто обсуждаем не существо суждения, а личные качества выдвинувшего его).
- “Апелляция к публике” (разновидность “довода к человеку”) – прием психологического воздействия с целью склонить аудиторию на свою сторону: обращаемся к чувствам слушателей – жалости, сострадания, всепрощения и др.
Различаем уловки в споре
- Используем в сложной ситуации спора позволительные уловки
(не мешают выяснению истины, не компрометируют оппонента)
Ситуация |
Применение позволительных уловок |
1. Оппонент приводит аргумент, на который сложно найти контраргумент |
“Оттягивание аргумента”: задаем вопросы на уточнение довода; говорим о том, что не имеет прямого отношения к доводу; опровергаем второстепенные аргументы; обдумав все, отвечаем на аргумент противника. |
2. Вы растерялись, нервничаете, потеряли логику рассуждения, в голове все перепуталось. |
“Оттягивание аргумента”: начинаем говорить о чем-то постороннем твердым и уверенным голосом. Например: “Давайте посмотрим на это с другой стороны…”. |
3. Вы допустили ошибку в споре: при формулировке аргумента, контраргумента; указании факта, статистических данных и др. Ее нужно исправить. |
“Уточнение сказанного”: “Позвольте мне уточнить свою позицию”, “Эти слова не совсем точно выражают мою мысль”, “Сказанное хочу уточнить”, “Если сформулировать это точнее…” |
2. Эффективно реагируем на непозволительные уловки
(содержат грубый обман, мешают установлению истины, компрометируют оппонента)
Непозволительные уловки |
Наши действия |
1. “Ставка на ложный стыд”. Ложный или недоказанный аргумент, свое мнение сопровождают фразами: “Вы, конечно, знаете”, “Общеизвестный факт…”, “Наука давно установила”, вынуждая согласиться с аргументами. |
Используем фразы: “Уточните, пожалуйста, когда это было установлено наукой, и кем именно”, “Напомните, пожалуйста, …” |
2. “Подмазывание аргумента”.
Слабый довод сопровождается комплиментом оппоненту: “Вы как компетентный человек согласитесь…”, “Только Вы, человек организованный и порядочный, сможете понять…” |
Слушаем комплимент и аргумент, а затем используем прием “Да – но”: “Возможно, Вы и правы, что я организованный человек, но…”, “Спасибо, что видите во мне порядочного человека, но давайте…”;
“Видимо, я не настолько компетентен, чтобы увидеть целесообразность предлагаемого решения”; “Как компетентный человек позволю себе не согласиться с Вами…” |
3. Ссылка на возраст, образование, положение: “Вот когда доживете до моих лет, тогда поймете”, “Когда будете на моем месте, займете мое кресло, тогда и…” |
Просим привести конкретный аргумент, по существу предмета спора, используем фразы: “Мне еще долго до ваших лет, а разобраться в вопросе нужно сейчас. Если других аргументов нет, то позвольте мне…”. |
4. Увод разговора в другую сторону в случае затруднения с подбором аргументов: задают вопросы, мало касающиеся предмета спора, рассказывают о событиях, не относящихся к сути полемики. |
Возвращаем к сути предмета спора: “Это все, конечно, интересно, но давайте сначала уточним (вернемся к нашему разговору)…”, “Если Ваши вопросы помогут прояснить проблему, то я с удовольствием на них отвечу, а если они не так важны, перейдем к главному…” |
5. Перевод предмета спора на противоречия между словом и делом почти всегда заканчивается победой использовавшего такой способ. Это действенный прием “зажимания рта”, когда показывают несоответствие между утверждением оппонента и его поступками, образом жизни. Например: “Вы вот говорите (утверждаете), а сами…”. |
Используем прием “Да – но”. Говорим уверенно и твердо: “Да, я считаю (утверждаю, продолжаю утверждать), что…, но мы сейчас о другом…”.
Выразить сомнения по поводу приведенных оппонентом сведений о поступках, а затем повторит утверждение: “И откуда у Вас эти сведения... Так ли это – еще вопрос. Но я по-прежнему думаю (утверждаю, считаю), что…”. |
6. “Карманные доводы” (выгодные, удобные) – перевод предмета спора на точку зрения пользы или вреда. Вместо доказательства истинности положения, выясняют, имеет ли оно для нас пользу, не принесет ли вреда; подчеркивается преимущество своей позиции для оппонента. |
Анализируем предложенные выгоды, пользу. Так ли это? Задаем себе вопрос: “Почему оппонент печется о моей выгоде?”. Найденный ответ позволит вернуться к предмету спора. |
7. “Чтение в сердцах” - обращение не к предмету спора, не к анализу сказанного, а к мотивам, которые побудили их высказать. Фразы типа: “Вы говорите так из сочувствия к ней”, “Вы преследуете личные интересы”, “Вижу, Вами руководит зависть”, “Вы так говорите, потому что хотите помочь ему” и т.п. |
Используем прием “Да – но”:
снасала повторяем то, что сказали (“Да, я сказал, что…” );
а дальше без паузы: “Но поскольку я этим словам придавал другое значение, то нет смысла их так понимать; поэтому лучше вернемся к обсуждению…” |
8. Прямые оскорбления с целью “выбить противника из седла” или от бессилия в доказательстве противного. |
Четко и выразительно произносим фразу, “формулу торможения”: “Я думаю, что нам лучше на время прерваться”. |
|