5.1. Правила ведения спора: ведем спор достойно

Для современного человека жизненно необходимо уметь спорить, чтобы установить истину, найти оптимальное решение проблемы, прояснить и отстоять свою позицию, опровергнуть в случае необходимости мнение оппонента, противостоять уловкам в споре. Спором специалисты называют любое разногласие во мнениях, столкновение позиций, отстаивание точек зрения, борьбу ради победы.

Сложно владеть собою в ситуации, когда оппонент не только не принимает вашу столь очевидную, истинную точку зрения, но и критикует ее, отстаивая свою позицию. Продуктивность спора напрямую зависит от поведения его участников.

 Как же вести спор красиво?

1. Уважаем оппонента и его взгляды:

  • стараемся понять суждение и аргументы (задаем уточняющие вопросы; перефразируем сказанное “Если я вас правильно понял, Вы сказали, что…); резюмируем по мере перехода к следующему аспекту предмета спора (“Итак, Вы считаете…., потому что…”, “Вы сказали…., поэтому Вы считаете…”);
  • критикуем позицию, аргументы, а не оппонента, его личностные качества;
  • вынужденно допускаем эмоциональные выпады против оппонента (иронический тон, сарказм и др.);
  • не выступаем против разумных доводов – признаем правоту оппонента, а затем можем предложить более сильный аргумент или сообщить о том, что этот довод не опровергает вашу позицию.

2. Умеем себя держать:

  • сохраняем спокойствие - сдерживаем эмоции как негативные, так и позитивные: прежде чем что-то сказать, держим паузу (считаем до 5);
  • не используем бранные слова, нелитературную лексику;
  • не допускаем резкого тона.

3. Вырабатываем свой стиль и свою манеру поведения в споре, наблюдая за участниками спора:

  • какое поведение вызывает уважение, даже восхищение;
  • как меняется манера оратора в зависимости от ситуации и поведения оппонента;
  • как цели, задачи и интересы участников влияют на их поведение в споре;
  • как поведение участников зависит от присутствующих при споре;
  • как поведение оратора зависит от индивидуальных особенностей оппонента (темперамента, психологического типа);

  • как меняется манера оратора в зависимости от того, с каким оппонентом имеет дело – сильным, слабым, равным.

4. Используем при необходимости позволительные уловки в споре (см. пункт 5.3).