4.3. Собрание и совещание: в чем разница
Деловое совещание – одна из форм делового взаимодействия сотрудников (специалистов в определенной области) и руководителей с целью обмена мнениями, информацией, проработки заявленной темы, обсуждения и выработки решения по проблеме, составления и утверждения итогового документа (протокола, решения).
Время проведения –
- определенный день недели (кроме внеплановых);
- вторая половина дня;
- не более 1,5 часов.
Пространственная среда – “все видят всех” (например, в форме “круглого стола”).
Стадии делового совещания: подготовительная, основная (процесс проведения совещания), заключительная (анализ результатов делового совещания).
Все коммуниканты готовятся к совещанию и участвуют в нем.
Если вы организатор и модератор (руководитель отдела, один из ведущих сотрудников) совещания, то: |
Если вы участник совещания, то: |
Подготовка
формулируете:
- тему совещания;
- цель совещания;
- перечень обсуждаемых вопросов;
- определяете:
-
количество участников совещания (от 6-9 до 12 максимально);
- состав участников: докладчиков (ответственных за подготовку вопросов);
- место и время проведения (с 15.30 до 17.00);
- регламент выступления и обсуждения;
- готовите документ – повестку дня совещания, в которой все это прописывается, включая указания места, где можно познакомиться с материалами по обсуждаемым вопросам;
- рассылаете заранее повестку дня совещания всем участникам.
Проведение
Начальный этап
- произносите вступительное слово: обращаетесь к присутствующим, настраиваете на деловой и конструктивный характер совещания, уточняете повестку дня.
Основной этап
- следите за регламентом в течение всего совещания;
- определяете порядок предоставления слова;
- вовлекаете “малоактивных”, задавая нужные вопросы;
- одобряете участников, которые вносят конструктивные предложения;
- продвигаете решение проблемы (“а если на это посмотреть с другой стороны…”, “ а какие есть еще варианты…”
);
активизируете участников, используя приемы: “высказывание по кругу” и “мозговой штурм” (высказываются все, идеи безоговорочно принимаются, фиксируются);
- перефразируете сказанное с целью
уточнения (“если мы вас правильно поняли,…”, “…то есть вы хотели сказать…”);
- указываете на совпадение точек зрения;
- обозначаете альтернативные точки зрения;
- подводите промежуточные итоги.
Завершающий этап
произносите заключительное слово: подводите итоги, комментируете работу совещания и принятое решение, определяете задачи на будущее, настраиваете участников на эффективную работу,
благодарите участников.
Анализ процесса и результатов
- редактируете протокол совещания:
уточняете формулировки мнений, предложений, вопросов, позиций, решения совещания;
- задаете себе вопросы:
- Правильно ли был подобран состав участников?
- Одинаково ли все понимали проблему, если нет, то почему?
- Была ли дискуссия конструктивной? Почему?
- Возникали ли конфликты между участниками, если да, то почему?
- Все ли участники были достаточно активны?
- Что может сделать совещание более продуктивным? Как это сделать?
- рассылаете краткий протокол тем, кто будет выполнять решения;
- контролируете ход и выполнение решений.
Ошибка!
1. Подавлять мнение меньшинства – оно может быть самым конструктивным.
2. Пускать совещание на “самотек”: не улавливать настроение, не видеть угрозу конфликта, бесполезность дискуссии.
3. Использовать слова-конфликтогены, некорректные вопросы. |
Подготовка
знакомитесь с:
- повесткой дня совещания;
- с материалами по вопросам, которые будут обсуждаться;
необходимые для обсуждения и решения проблемы документы;
- формулируете
(письменно)
- предложение по решению проблемы и
- аргументы в защиту своего предложения;
- вопросы (закрытые – для уточнения фактов, деталей; открытые – Зачем? Что делать? Почему? Как? для прояснения мнений, суждений, концепций, ситуаций);
Участие
- слушаете пассивно, чтобы услышать сказанное, и активно, задавая открытые и закрытые вопросы, перефразируя сказанное, например: “Если я вас правильно понял, вы сказали…”, резюмируя основные положения, чтобы их понять, уточнить;
- задаете корректные вопросы, указывая их цель;
- внимательно выслушиваете ответы на свои вопросы;
- предлагаете свое суждение по проблеме и аргументы в его поддержку;
- используете местоимение “Я”, показывая, что вы можете взять ответственность на себя;
- участвуете в дискуссии:
- переводите “атаку на себя” в “атаку на проблему”, как бы объединяясь с оппонентом, например:“Я рад, что Вас волнует тот же вопрос, и вы пытаетесь найти наилучшее решение…”;
- используете конструктивную критику (называете факты и их причины, действия и ошибки; предлагаете пути решения проблемы, устранения недостатка).
Анализ своего участия
- задаете себе вопросы:
- Четко ли я сформулировал и представил свою позицию?
- Была ли она услышана и понята?
- Были ли мои вопросы корректны и целесообразны?
- Продвинули ли они решение проблемы?
- На что обратить внимание при подготовке к следующему совещанию?
Ошибка!
1. Задавать провокационные вопросы или вопросы-ловушки, которые провоцируют конфликт, а не продвигают решение проблемы.
Прослывете конфликтным человеком!
2. Использовать “Вы-утверждения” вместо “Я-сообщений”: говорите не о поступках и мыслях других, (“А вот здесь Вы неправильно действовали ..”), а о вашем восприятии их, например: “Мне кажется, что здесь что-то не так…” или вместо критики предлагать свое решение (“Мне кажется, что здесь можно предложить другой вариант...”).
3. Интерпретировать чужие идеи (например: “Вот Вы все время говорите…”) вместо высказывания собственных предложений (например:“Я думаю /предлагаю/считаю…”, “Мне представляется это следующим образом…”, “На это можно посмотреть и с другой стороны…”).
|
Собрание – форма делового общения, близкая к совещанию. Цель – подготовить собравшихся к восприятию важной для всего коллектива информации, ее распространение , формирование позитивного отношения к ней, декларация заранее определенного решения.
Сравним эти формы делового общения.
Подготовка
№ |
Собрание |
Совещание |
1. |
Организаторы готовят один или несколько докладов.
Роль остальных участников –слушать пассивно. |
Как правило, готовятся и организаторы, и остальные участники, т.к. во время совещания любому, а докладчикам тем более, могут быть заданы вопросы. Выслушиваются мнения всех. |
2. |
Суть доклада, а иногда даже и тема, заранее неизвестна.
Заранее готовится решение, декларация, которая может быть утверждена общим голосованием. |
Тема совещания объявляется заранее. Предложения для решения могут быть собраны заблаговременно, но не всегда. |
3. |
Участвует широкий круг лиц – весь профессиональный коллектив. |
Участвуют лица, заинтересованные в решении указанных проблем. |
Проведение
№ |
Собрание |
Совещание |
1. |
Председательствующий утверждает регламент, презентует выступления, подводит итог собрания. |
Председательствующий напоминает об объявленном в повестке дня регламенте, дает слово докладчикам, предлагает задавать вопросы участникам, является модератором беседы. |
2. |
Докладчик доводит информацию до присутствующих, не предполагая вопросов из зала. |
Докладчик доводит информацию до присутствующих, отвечает на заданные вопросы. |
3. |
Выступление воспринимается позитивно или нейтрально. |
Выступление может быть воспринято как негативно, так и позитивно. |
4. |
Не предполагаются вопросы из зала, активное участие слушателей |
От каждого присутствующего ожидается активное участие в форме вопросов, дополнений, сообщений, выступлений. |
5. |
Имеет характер сообщения, отчета, возможно побуждение осознания необходимости, правильности каких-либо действий. |
Имеет “более рабочий” характер: предлагаются сроки и определяются роли конкретных лиц в решении проблем. |
6. |
Председательствующий контролирует ход мероприятия, соблюдение регламента.
Не предполагаются вопросы к собравшимся в зале. |
Председательствующий может задать вопрос, дать слово любому участнику, внести коррективы в ход совещания. |
7. |
Вниманию слушателей предлагается итоговое утверждение, могут быть внесены незначительные коррективы.
|
Во время совещания в резолютивную часть могут вноситься не только значительные коррективы, но и итоговые утверждения. |
Анализ результатов
1. |
Анализ численности присутствующих, кворум. |
Не допускается пропуск совещания ни одним из заинтересованных лиц. Игнорирование совещания воспринимается гораздо более негативно, чем собрания. |
2. |
Анализ эффективности проведения собрания с точки зрения отрыва участников от производственного процесса и полученного результата. |
Контроль выполнения всех принятых решений с учетом обозначенных сроков. Анализ эффективности проведения совещания. |
|