4.1. Деловая беседа: хорошо разыгранная пьеса
Деловая беседа – специально организованный предметный разговор, служащий установлению отношений, решению деловых задач, выработке конструктивных решений по проблемам. Внутренние беседы проводятся руководителями и сотрудниками внутри организации, учреждения. Внешние - между партнерами разных организаций и учреждений.
По мнению специалистов, предприниматель тратит на деловые беседы от 50 до 90% своего рабочего времени.
Виды внутренних деловых бесед
№ |
Вид деловой беседы/ситуация |
Цель проведения |
1. |
Прием или увольнение персонала |
Выявить профессиональный потенциал и личностные качества кандидата на должность или причины на увольнение. |
2. |
Поручение задания |
Информировать о производственном задании и инструктировать об особенностях его выполнения. |
3. |
Подготовка персонала к внедрению инноваций |
Настроить сотрудников на положительное восприятие инноваций: сообщить о цели, причинах и способах внедрения. |
4. |
Беседы дисциплинарного характера с подчиненными |
Выявить причины нарушения дисциплины, некачественного выполнения работы.
Стимулировать необходимые изменения в поведении сотрудника (в зависимости от причин). |
5. |
Неформальные беседы |
Улучшить психологический климат в коллективе: узнать, как складываются отношения между сотрудниками, выявить проблемы и вовремя их разрешить; предотвратить конфликт. |
6. |
Разрешение конфликтных ситуаций |
Анализировать конфликтную ситуацию, выявить причины конфликта, обсудить возможные способы его урегулирования. |
Специалисты утверждают, что хорошо подготовленная и правильно проведенная деловая беседа в 7-ми случаях из 10-ти помогает достичь результатов; повышает производительность труда на 20-30%.
Подготовка включает 2 аспекта: организационный и аналитико-содержательный.
1) Решаем:
- с кем встречаться (участники);
- когда и почему (время; например: лучше первая половина дня, чтобы знать, как действовать в течение дня);
- где и почему/зачем (место; в своем кабинете, в нерабочей зоне за круглым столом, например: чай попьем, заодно и выясню…);
- сколько времени потребуется (регламент – 10 - 30 мин.).
2) Моделируем ход деловой беседы в разных вариантах:
- четко формулируем цель беседы, и ожидаемый результат (информировать о чем-либо; склонить собеседника к принятию нужного решения; принять решение; решить проблему);
- прогнозируем собеседника (составляем психологический портрет, уточняем репрезентативную систему восприятия (кинестетик, аудиал, визуал), а также его интересы и намерения, цели, оценки, суждения, компетенцию и др.). Задаем вопрос: Если бы я был на его месте, то что мне было бы интересно/ важно?;
- выбираем стратегию достижения результата (принятие решений на основе общих выводов; достижение своей цели любой ценой; компромисс), способы и приемы воздействия;
- обозначаем основные вопросы (идеи), которые нужно обсудить, чтобы получить наилучший результат (не более 3-х);
- определяем ключевые слова беседы и используем их при формулировке вопросов и выражении основных положений проблемы;
- формулируем вопросы к собеседнику и предполагаемые варианты его ответов на них, а также возможные вопросы собеседника и наши ответы на них;
- подбираем необходимый материал: документы, факты, статистические данные, официальные данные, публикации, наглядный материал (лучше один раз увидеть!) и др.;
- анализируем и систематизируем материал по проблемам; комментируем его согласно цели беседы;
- продумываем процесс взаимодействия (как начать беседу; что сказать, о чем промолчать: “Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказывать все” (Вольтер); как преодолеть барьеры, которые могут возникнуть; как создать нужную атмосферу; как вести себя, если возникнет конфронтация; как не упустить главное в беседе (записывать); как завершить беседу).
При моделировании хода деловой беседы используем конструкции:
ЕСЛИ…, ТО …;
ЕСЛИ он…, ТО я….;
ЕСЛИ я…, ТО он… .
Проведение деловой беседы включает 5 этапов.
|