4.2. Телефон: наш друг и наш враг

Правила ведения делового телефонного разговора. Разговор по телефону - особый вид речевой деятельности. Структура телефонного разговора. Речевые модели и конструкции. Коммуникативные ошибки.

У меня в ушах звенит

Телефон весь день звонИт!

Он ни капли не устал

Пробежал целый квартАл!

Обсудим вопросы:

  • Структура разговора.
  • Речевые модели и конструкции.
  • Вам звонят: правила ведения разговора.
  • Вы позвонили: правила ведения разговора.
  • Осторожно, ошибка!
  • А Вы успеете? (Время ведения делового телефонного разговора).
  • Вы уверены, что говорите правильно? (Орфоэпический тренинг: ударения!)
  • Осторожно, автоответчик!

Основные понятия

Коммуникативная ошибка – это такая ошибка говорящего, которая ведет к неправильному пониманию, т.е. мешает общению.

Сигналы внимания – слова, при помощи которых мы обозначаем свое присутствие во время слушания и демонстрируем свое внимание: да-да, так, понятно, записываю.

Специалисты уже давно подсчитали, что более 70% коммуникации по рабочим вопросам приходится на общение по телефону. От того, насколько эффективно сотрудники умеют общаться по телефону, часто зависит и имидж компании, и то, станет ли потенциальный партнер реальным, и то, не окажется ли первый звонок последним.

Разговор по телефону – это вид речевой деятельности, и, как любой вид деятельности, нуждается в серьезной подготовке.

 Важно:

  1. Выбор времени звонка.
  2. Четкая формулировка цели звонка, возможных вариантов развития разговора.
  3. Подготовка справочного материала: цифры, адреса, календарь и т.п.
  4. Список вопросов для обсуждения (т.е. логика разговора).
  5. Продуманная первая фраза разговора.
  6. Список собственных аргументов + возможные доводы собеседника.

Полная форма делового телефонного разговора обычно включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Приветствие, или “словесное рукопожатие”

Доброе утро – до 12 часов дня

Добрый день – с 12 до 17 часов

Добрый вечер – с 17 часов.

Представление: надо назвать свою фамилию и имя (имя и отчество) и поздороваться перед началом разговора, даже если Вы уверены, что Вас узнают. Разговор обычно начинается словами:

Вам звонит….

Вас беспокоит…

К вам обращается…

Если по каким-то причинам взявший трубку не представился, то возникает необходимость уточнения:

Это агентство “Сибарит”?

Это отдел контроллинга?

Если собеседник не представился, необходимо выяснить, с кем будет разговор:

Извините, как я могу к Вам обращаться?

Простите, с кем я разговариваю?

Что такое “словесное рукопожатие”?

  • Приветствие, фамилия+имя /имя+отчество, организация,
  • Просьба пригласить нужного сотрудника,
  • Повторение приветствия и представления,
  • Выражение заинтересованности в разговоре: Рад, что смог дозвониться…
  • Подчеркивание значимости собеседника: Вам удобно сейчас говорить?

 Это важно знать!

1. Речевые штампы "Как дела?" звучат неискренне, и обычно игнорируются.

2. Фраза "Пожалуйста, перезвоните" без объяснения причины - грубая ошибка.

3. В случае звонящего по другой линии извиняемся перед тем, с кем разговаривали, спрашиваем у второго звонящего, может ли он подождать, и завершаем разговор с первым.

4. Если разговор прервался, перезванивает инициатор звонка.

5. Инициатор звонка заканчивает разговор.

Этап 2. Постановка проблемы.

1. В том случае, если не знаем имени и фамилии интересующего нас лица, используем конструкции:

Я бы хотел поговорить с кем-либо по поводу…

Извините, с кем я могу поговорить по поводу…

2. непосредственной цели звонка:

Позвольте перейти прямо к делу…

Я звоню, чтобы…

Нас интересует…

Звоню

Звонишь

Звонит

Звоним

Звоните

Звонят

 

Этап 3. Обсуждение проблемы.

Во время телефонного разговора мы лишены невербальных средств воздействия – мимики и жестов, то есть вся нагрузка по передаче эмоциональных эффектов ложится на голос, поэтому говорим со средним темпом речи (120-150 слов в мин.), ровно, доброжелательно. “Улыбаемся глазами”, не допускаем мимических диалогов с коллегами - современные средства связи прекрасно передают искаженную интонацию. Как же мы можем показать свое присутствие и внимание к сообщаемой информации? - Используем слова: да-да, так, понятно, записываю - то есть подаем сигналы внимания.

Поскольку говорящие лишены возможности использовать богатые средства выразительности мимики и жестов, чтобы продемонстрировать свое уважение собеседнику, очень важно в большей степени, чем во время непосредственной встречи, использовать обращение по имени/ имени и отчеству.

Задаем открытые вопросы, т.е. вопросы, начинающиеся с почему?, для чего?, каким образом? как? Эти вопросы помогают высказаться собеседнику распространенно.

Этап 4. Выход из разговора.

Как закончить разговор? Прежде всего надо помнить, что разговор заканчивает инициатор – тот, кто позвонил. Однако как же обозначить, что разговор подошел к концу? В этом случае можно использовать выражения:

Позвольте, я повторю…

Можем считать, что мы договорились о следующем…

Чтобы ограничить красноречие собеседника, используем “закрытые” вопросы – вопросы, предполагающие ответ “да”/ “нет”.

На этом этапе разговор может быть закончен по 2 причинам:

  • вынужденное прекращение разговора: Простите, мне хотелось бы продолжить обсуждение, но сейчас начинается встреча/совещание у руководства… Жду Вашего звонка в любое удобное для вас время, но с моей стороны было бы предпочтительнее завтра в первой половине дня.
  • тема разговора исчерпана, выражаем признательность за состоявшийся разговор:

Было приятно поговорить

Рад, что смог помочь

До встречи.

Если не удалось достичь договоренности, стараемся не показывать разочарования:

Надеюсь на продолжение нашего разговора

Думаю, нам еще представится возможность поговорить.

 Ошибка

 Возможный вариант

Сказать нельзя

Сказать можно

Я не знаю (Подрывает имидж организации, которая берет на работу незнающих сотрудников, ваша обязанность – знать!)

Извините, я должен уточнить

Мы не можем этого сделать

Мы можем предложить…

Вы должны

Для вас имеет смысл…

Лучше всего было бы…

Подождите секундочку…

Мне нужно уточнить. Можете подождать?

Нет

Мы не можем, но… (метод “да, но”)

Осторожно, автоответчик!

Запись своего сообщения:

  • сообщение должно быть коротким,
  • сообщение начинается с номера владельца или его имени, чтобы звонившее были уверены, что дозвонились до нужного человека,
  • сообщение заканчивается фразой: “Пожалуйста, оставьте свое сообщение после звукового сигнала”,
  • не шутите и не используйте звуковых эффектов.

Как оставить сообщение?

  • Полностью назовите себя и свой номер телефона, чтобы слушающий не разыскивал нужный номер,
  • Кратко объясните причину звонка,
  • Не говорите “До свидания” человеку, с которым не говорили,
  • Не оставляйте сообщения по нескольку раз.