3.2. Монологическая речь и ее особенности

Монологическая речь – основа ораторской (публичной) речи.

Формы изложения: описание, повествование, рассуждение.

Описание – словесное изображение предмета; средства описания – существительные, прилагательные, реже – глаголы.

Описание = 1-ый признак предмета + 2-ой признак предмета + 3-ий признак предмета

Виды описаний

Естественное - передает впечатление человека о предмете речи, особенности его восприятия предмета, события, человека; имеет субъективный характер.

Искусственное – передает существенные признаки предмета; имеет объективно-научный характер.

Портретное – одновременно изображает внешность человека и описывает впечатление, которое он производит.

Повествование – рассказ о событии. Основные средства – глаголы, которые придают динамичность.

Повествование = 1-ое событие + 2-ое событие + 3-ье событие

События могут излагаться:

  • в прямом хронологическом порядке;
  • в обратном хронологическом порядке;
  • перераспределяться по искусственной схеме (например, с изложения ярких эпизодов, после которых следует рассказ о причинах или последствиях этих событий, их участниках и обстоятельствах).

Рассуждение – рассмотрение идеи, теории, гипотезы; используются определенные логические схемы и построения доказательства.

Рассуждение = тезис + 1-ый аргумент +2-ой аргумент + 3-ий аргумент

Основные методы рассуждения:

  • дедуктивный - движение мысли от общего к частному;
  • индуктивный – движение мысли от частного к общему;
  • метод аналогий – перенос характеристик с известного предмета на малоизвестный.
Структура монологической речи

Монолог = вступление + основная часть + заключение

Вступление (обычно ставится проблема, сообщается основная мысль) включает:

  • зачин (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание);
  • завязку (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть – излагается суть темы, проблемы, приводятся аргументы и доказательства.

Заключение – подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

В зависимости от цели монологической речи и ситуации делового общения оратор использует разные виды речи: информационную (информирующую), аргументирующую, убеждающую, побудительную (побуждающую) и эпидейктическую.