2.3. Эффективная вербальная коммуникация
Вербальная коммуникация (лат. verbum – слово) - это передача информации и обмен ею при помощи слов. По мнению специалистов, современный деловой человек произносит до 30 тыс. слов в день (около 3 тыс. слов в час), поэтому нашу эпоху можно назвать эпохой “человека говорящего”.Продуктивность речевой деятельности зависит от эффективности вербальной коммуникации, т.е. от адекватности восприятия смысла сказанного и адекватной его трактовки (интерпретации). Адекватность восприятия смысла сказанного и его трактовка зависят от определенных умений собеседников:
Для эффективности вербальной коммуникации используем коммуникативный кодекс, основу которого составляют принципы кооперации Г.П. Грайса (“Логика и речевое общение”) и вежливости Дж. Лича (“Принцип прагматики”).
- твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется в данный момент для достижения цели диалога; - твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется в данный момент для достижения цели диалога. При обсуждении проблемы должно быть достаточное количество информации для понимания сути: недостаточность приведет к недопониманию и искажению информации, потребуется время на ее уточнение (деловая коммуникация ограничена во времени); избыточность может увести в сторону от обсуждаемого вопроса: появится сложность выявления главного, существенного, нарушатся временные рамки. 2. Категория качества: “Старайся, чтобы высказывание было истинным”. Для этого:
3. Категория отношения: “Не отклоняйся от темы”. В пределах одной темы могут смещаться ее аспекты. Например: на совещании вопрос о нужности/ненужности каких-либо материалов для эффективности производства может уйти в обсуждение трудности их приобретения; сначала решаем: нужны ли они. 4. Категория способа рассматривает не то, что говорится, а то, как говорится. Выражайся ясно:
монолог = введение + основная часть + заключение; диалог = вопрос + ответ. Успешность общения будет зависеть от того, насколько следуем категориям принципа кооперации. II. Принцип вежливости - “Будь благожелателен и умей принимать собеседника” - реализуется благодаря следованию правилам (максимам): 1. Максима такта: “Уменьшайте затраты слушающего, увеличивайте выгоду слушающего”. Это максима личной границы, т.е. нужно учитывать дистанцию между участниками: “Делать коммуникативную цель собеседника предметом обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им открыто обозначена”. Это значит: не затрагиваем потенциально опасных тем (интимная, личная жизнь, коммерческие тайны, предпочтения индивидуума и др.). Например: на переговорах один из участников поглядывает на секретаря-блондинку, которая принесла по просьбе руководителя необходимый дополнительный материал. Руководитель, довольный своей проницательностью, говорит: “Вижу, Вам блондинки нравятся…”. Такого человека называют нетактичным. Будьте тактичны! 2. Максима великодушия: “Уменьшайте собственную выгоду, увеличивайте выгоду слушающего”. Это значит: не обременяем партнера обещанием или клятвой, типа “Нет, ты все-таки пообещай…”, “Поклянись, поклянись, что больше не будешь опаздывать на совещание”. Если требует ситуация, то для создания доброжелательной обстановки используем конструкцию, исключающую доминирование. Например: “Было бы хорошо, если бы…”, “Постарайся больше не опаздывать…”. Будьте великодушны! 3. Максима одобрения: “Уменьшайте осуждение (порицание) слушающего, больше хвалите”. Вспомним заповедь: “Не судите, да не судимы будете”. Для позитивности оценки используем комплимент, похвалу, например, “Иван Алексеевич, Ваши убедительные доводы произвели на коллег сильное впечатление. Уже неделю все цитируют Вас. Почему Вы решили обратиться к этим аргументам?”. Не осуждайте других! 4. Максима скромности: “Меньше хвалите себя, больше порицайте себя”. Это значит: не стимулируем похвалы в свой адрес (хвалите меня, хвалите). Деловая коммуникация предполагает объективность самооценки: сильно завышенная или сильно заниженная самооценка может снизить эффективность контакта. Будьте скромны! 5. Максима согласия: “Уменьшайте разногласия между вами и собеседниками, увеличивайте согласие”. Это значит: отказываемся от конфликта, чтобы решить более важную задачу – достичь цели в процессе взаимодействия. В конфликтной ситуации ведем себя корректно, остаемся в рамках принципов коммуникации, используем приемы, позволяющие устранить оппозиционность, создать доброжелательную обстановку. Будьте благоразумны! 6. Максима симпатии: “Уменьшайте антипатию между вами и собеседниками, увеличивайте симпатию”. Это значит: создаем благоприятную атмосферу для эффективности предстоящего разговора. Демонстрируем благожелательность по отношению к партнеру - безучастный контакт может партнеров сделать врагами. Будьте доброжелательны! Соблюдение всех правил принципа вежливости помогает “сохранить лицо” партнера и наше “лицо”, чтобы эффективно решать возникающие проблемы, достигать цели. |